
Судья: Плетнева О.А. Дело № 33а-1457/2020(2а-3870/2019)
64RS0046-01-2019-004861-53
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Шмидт Т.Е.,
судей Соболевой И.В., Чаплыгиной Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Михайловой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова к Немовой М.В. о взыскании обязательных платежей и санкций по апелляционной жалобе Немовой М.В. на решение Ленинского районного суда города Саратова от 01 ноября 2019 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е., объяснения Немовой М.В., представителя инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова Лалаян К.Э., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району) обратилась с административным иском, в котором просила взыскать с Немовой М.В. недоимку по страховым взносам, задолженность по пени: на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 2757 рублей 78 копеек, пени в размере 297 рублей 37 копеек; на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 12535 рублей 14 копеек, пени в размере 1473 рублей 85 копеек.
Требования обоснованы тем, что Немова М.В. 17 марта 2017 года была поставлена на учет в качестве оценщика в ИФНС России по Ленинскому району по месту жительства. В 2018 году Немова М.В. являлась плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в расчетном периоде являлась предпринимателем, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
С связи с неисполнением Немовой М.В. обязанности по уплате страховых взносов за 2018 год и пени явилось основанием для направления требования №19028 по состоянию на 26 октября 2018 года об уплате недоимки по страховым взносам и пени в срок до 16 ноября 2018 года.
Срок исполнения по требованию истек, однако задолженность по страховым взносам, пени, Немовой М.В. не была погашена.
Мировым судьей судебного участка №3 Ленинского района г. Саратова выдан судебный приказ от 11 марта 2019 года о взыскании с Немовой М.В. задолженности по страховым взносам, пени, который отменен определением того же мирового судьи от 12 апреля 2019 года, однако задолженность ответчиком до настоящего времени не погашена, что явилось основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 01 ноября 2019 года заявленные административным истцом требования удовлетворены, кроме того, с Немовой М.В. в доход муниципального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 682 рублей 57 копеек.
В апелляционной жалобе Немова М.В. просит данное решение суда отменить, ссылаясь на ее ненадлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела судом первой инстанции, а также указывая на то, что административным истцом не было осуществлено уведомление ее о постановке на налоговый учет в качестве налогоплательщика, что не позволило ей самостоятельно осуществить исчисление страховых взносов либо обжаловать действия налогового органа.
В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС по Ленинскому району указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно положениям части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ) утратил силу с 01 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
При этом с 01 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, с 01 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ на лиц, имеющих статус оценщика, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Размеры страховых взносов уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
С 01 января 2017 года размер, порядок исчисления и уплаты страховых взносов регламентированы статьями 430-432 НК РФ.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, страховых взносов может обеспечиваться пеней.
Порядок исчисления пени определен в статье 75 НК РФ.
Из материалов дела следует, что Немова М.В. 17 марта 2017 года была поставлена на учет в качестве оценщика и являлась членом Некоммерческого партнерства «Международная Палата Оценщиков», в связи чем также являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
20 июня 2018 года Немова М.В. исключена из членов Некоммерческого партнерства «Международная Палата Оценщиков» на основании личного заявления.
В связи с наличием сведений о задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетный период 2018 года в сумме 12535 рублей 14 копеек налоговым органом исчислены пени в размере 1473 рублей 85 копеек.
Кроме того, в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год, в сумме 2757 рублей 78 копеек, ИФНС по <адрес> исчислены пени в сумме 297 рублей 85 копеек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть, суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11 НК РФ).
В силу пункта 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В адрес Немовой М.В. направлено требование № 19028 по состоянию на 26 октября 2018 года об уплате в срок до 16 ноября 2018 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2018 года и пени.
Спорные суммы задолженности по требованию № 19028 взысканы с Немовой М.В. судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района города Саратова от 11 марта 2019 года, который отменен определением от 12 апреля 2019 года на основании статьи 123.7 КАС РФ.
С административным исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пени ИФНС по Ленинскому району обратилась в суд 17 сентября 2019 года, то есть до истечения 6-тимесячного срока, установленного статьей 48 КАС РФ.
Обстоятельством, подлежащим установлению по данному делу, является факт уплаты страховых взносов, обоснованность исчисления пени.
Административным истцом заявлены требования о взыскании с Немовой М.В. задолженности по страховым взносам и пени за 2018 год.
Размер задолженности по страховым взносам судебной коллегией проверен, подтверждается материалами дела и фактически административным ответчиком не оспорен.
Извещение о постановке на учет Немовой М.В. не направлялось, поскольку постановка и снятие в учета оценщика осуществлялось исходя из сведений, содержащихся в реестре оценщиков.
При этом судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении Немовой М.В. о месте и времени рассмотрения дела в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Системное толкование положений главы 33 КАС РФ, с учетом положений статьи 45 КАС РФ, позволяет сделать вывод, что, при принятии административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства, суд должен обеспечить административному ответчику возможность представить свои возражения по существу заявленных требований, то есть направить копию определения, которое должно содержать: сведения об основаниях, дающих возможность применения правил упрощенного (письменного) производства по рассматриваемому административному делу; разъяснение того, что доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс) представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения (часть 2 статьи 14, статья 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С учетом изложенного, применение упрощенного порядка по данному основанию (общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей) не зависит от волеизъявления лица, участвующего в деле.
Определение судьи о принятии административного иска к производству, с разъяснением административному ответчику его прав и обязанностей, возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства от 18 сентября 2019 года было направлено Немовой М.В., однако возвращено в адрес суда первой инстанции в связи с истечением срока хранения корреспонденции. Каких-либо возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства от Немовой М.В. не поступило.
Рассматривая требования административного истца о взыскании с Немовой М.В. пени по уплате страховых взносов, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов в течение 15 дней у Немовой М.В. возникла с 21 июня 2018 года, а обязанность по уплате пени – с 06 июля 2018 года, то есть по истечении 15 дней, предоставленных для добровольной уплаты страховых взносов.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области от 06 сентября 2018 года признаны незаконными решения ИФНС по Ленинскому району № 8125 от 22 мая 2018 года и № от 05 июля 2018 года, которыми с Немовой М.В. взыскана задолженность по страховым взносам за 2017 год. Доказательств, подтверждающих факт взыскания данной недоимки с Немовой М.В. административным истцом не представлено.
Вместе с тем из расчета пени, представленного административным истцом, следует, что налоговым органом размер пени исчислялся исходя не из суммы недоимки по уплате страховых взносов за 2018 год, а из иной суммы, образовавшейся, в том числе, за предшествующий расчетному 2018 году период, также пени начислены за период с 19 февраля по 05 июля 2018 года, что повлекло необоснованное увеличение размера пени.
Вышеуказанные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции, в связи с чем решение Ленинского районного суда города Саратова от 01 ноября 2019 года с указанной части подлежит изменению.
Определяя размер пени, подлежащей взысканию с Немовой М.В., судебная коллегия исходит из размера подлежащих уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2757 рублей 78 копеек, таким образом, учитывая необходимость исчисления пени только за период с 06 июля по 26 октября 2018 года, размер пени по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование взносов составляет 27 рублей 57 копеек (2757 рублей 78 копеек х 0,000241667 х 113 дней).
Размер пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 346 рублей 78 копеек с учетом задолженности, определяемой судебной коллегией в размере 12535 рублей 14 копеек, а также периода начисления пени с 06 июля по 26 октября 2018 года (12535 рублей 14 копеек х 0,000241667 х 113 дней).
При таком положении на основании пунктов 1, 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ решение суда от 01 ноября 2019 года подлежит изменению в части размере пени, подлежащей взысканию с Немовой М.В.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саратова от 01 ноября 2019 года изменить в части размера пени, подлежащей взысканию с Немовой М.В..
Взыскать с Немовой М.В. в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 76 рублей 22 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 346 рублей 48 копеек.
В остальной части решение Ленинского районного суда города Саратова от 01 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Немовой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: