Arms
 
развернуть
 
410028, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Мичурина, д. 85
Тел.: (8452) 22-74-77, 22-30-05 (факс)
oblsud.sar@sudrf.ru
410028, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Мичурина, д. 85Тел.: (8452) 22-74-77, 22-30-05 (факс)oblsud.sar@sudrf.ru
СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Решение по гражданскому делу
Печать решения

Дело № 3а-91/2022

УИД 64OS0000-01-2021-000864-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 марта 2022 года                                 город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Аршиновой Е.В.,

при секретаре Куняевой Н.С.,

с участием прокурора отдела Саратовской областной прокуратуры - Новичкова Е.А.,

представителя административного истца - Исакова Д.В., представителя министерства экономического развития Саратовской области - Капыловой М.А., представителя министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области - Сергеева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Шибалина В.Н. к министерству экономического развития Саратовской области, министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области об оспаривании нормативных правовых актов,

                    установил:

15 января 2021 года министерством экономического развития Саратовской области принят приказ № 41 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства и срока оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства».

09 февраля 2021 года министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области принят приказ № 01-01-18/25 «Об установлении тарифов на перемещение, хранение и срока оплаты стоимости перемещения и хранения транспортных средств категории «М2», «М3», «N», «О», задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на территории Марксовского района Саратовской области».

Административный истец индивидуальный предприниматель Шибалин В.Н. обратился в Саратовский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к министерству экономического развития Саратовской области, министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и с учетом уточнения административных исковых требований просил признать недействующими и несоответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, критериям определенности приказ министерства экономического развития Саратовской области от 15 января 2021 года № 41 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства и срока оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства» в части установления базовых тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств категорий «М1», «N3», «О4», приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 09 февраля 2021 года № 01-01-18/25 «Об установлении тарифов на перемещение, хранение и срока оплаты стоимости перемещения и хранения транспортных средств категории «М2», «М3», «N», «О», задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на территории Марксовского района Саратовской области» в части установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств категорий «N3» и «О4».

В обоснование требований указал, что он, зарегистрирован в качестве субъекта, осуществляющего экономическую деятельность по перевозке грузов неспециализированными транспортными средствами, а также является владельцем личного транспортного средства, в связи с чем могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы, поскольку в случае задержания принадлежащих ему транспортных средств в порядке статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он не сможет рассчитывать на внесение платы за перемещение и хранение используемых им транспортных средств в экономически обоснованном размере, тогда как эксплуатация транспортных средств осуществляется им в том числе на территориях, на которые распространяется действие оспариваемых нормативных правовых актов. Полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют части 1 статьи 9 Закона Саратовской области от 06 декабря 2012 года № 200-ЗСО «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств на территории Саратовской области» и части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также не отвечают критериям правовой определенности, так как содержат неясности, допускающие их неоднозначное толкование.

Административный истец о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административные исковые требования с учетом их уточнения, просил их удовлетворить, дал объяснения аналогичные, изложенным в административном иске.

В судебном заседании представители административных ответчиков министерства экономического развития Саратовской области и министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области поддержали письменные возражения, полагали неподлежащим удовлетворению административное исковое заявление, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий и компетенции органов, в надлежащей форме, в установленном порядке опубликованы, не противоречат нормам, имеющим большую юридическую силу.

Заслушав объяснения представителей административного истца? административных ответчиков, показания свидетеля ФИО19., исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление неподлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены административное и административно-процессуальное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях также относится регулирование иных вопросов в соответствии с поименованным Кодексом (пункт 7 части 1 статьи 1.3.1 указанного Кодекса).

В соответствии с частями 10, 11 статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.

Лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства отражается в постановлении о назначении административного наказания.

Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий представительным органом Саратовской области принят Закон Саратовской области от 06 декабря 2012 года № 200-ЗСО «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств на территории Саратовской области».

В силу статьи 9 Закона Саратовской области от 06 декабря 2012 года № 200-ЗСО «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств на территории Саратовской области» в соответствии с федеральным законом лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти области в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится на основании счетов, выставляемых исполнителем лицу, на которого в постановлении о назначении административного наказания за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, возложена обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства.

В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 19 октября 2016 года № 575-П «Об уполномоченном органе исполнительной власти Саратовской области» министерство экономического развития области определено уполномоченным органом исполнительной власти области по установлению базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и срока оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств, а министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области определено уполномоченным органом исполнительной власти области по установлению тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств по результатам торгов по выбору исполнителей услуг.

Кроме того, полномочия министерства экономического развития Саратовской области по установлению базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и сроки оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств закреплено также в постановлении Правительства Саратовской области от 29 августа 2016 года № 259-П «Вопросы министерства экономического развития Саратовской области».

Таким образом, оспариваемые приказ министерства экономического развития Саратовской области от 15 января 2021 года № 41 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства и срока оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства» и приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 09 февраля 2021 года № 01-01-18/25 «Об установлении тарифов на перемещение, хранение и срока оплаты стоимости перемещения и хранения транспортных средств категории «М2», «М3», «N», «О», задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на территории Марксовского района Саратовской области» приняты уполномоченными органами и в пределах их компетенции.

В соответствии со статьей 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО (в редакции Закона Саратовской области от 02 июня 2015 года № 59-ЗСО) «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» официальным опубликованием законов области, постановлений областной Думы, имеющих нормативный характер, постановлений Губернатора области и Правительства области, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская областная газета «Регион 64», в «Собрании законодательства Саратовской области», первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.G-64.RU).

Текст приказа министерства экономического развития Саратовской области от 15 января 2021 года № 41 размещен на официальном публикаторе сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.G-64.RU) 19 января 2021 года, зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области со статусом «нормативный», «соответствующий ФЗ» за номером RU64000202100034 от 29 января 2021 года.

Текст приказа министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 09 февраля 2021 года № 01-01-18/25 размещен на официальном публикаторе сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.G-64.RU) 11 февраля 2021 года.

Следовательно, порядок опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюден.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце первом пункта 5 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В абзаце шестом пункта 19 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, если из сведений, содержащихся в административном исковом заявлении и (или) приложенных к нему документах, с очевидностью следует, что административный истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым (разъясненным) нормативным правовым актом, либо следует, что оспариваемый акт не может нарушать или иным образом затрагивать права, свободы, законные интересы административного истца (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 06 декабря 2017 года № 37-П указано, что административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, по общему правилу исходит из того, что судебная защита гарантируется лицу при наличии оснований полагать, что права и свободы, о защите которых оно просит, ему принадлежат и были нарушены (существует реальная угроза их нарушения), в связи с чем от суда требуется выяснение обстоятельств, с возникновением которых связано право лица на обращение в суд с административным исковым заявлением, произвольные же отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу не допускаются (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2016 года № 109-О, от 26 мая 2016 года № 1145-О, от 26 января 2017 года № 108-О).

Оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты регулируют отношения по перемещению и хранению задержанных в порядке статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях транспортных средств, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств, а также подлежат применению в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за которое лицо, привлеченное к административной ответственности, должно оплатить стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, установленным в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы № 1145/16 от 15 августа 2016 года.

В ходе судебного разбирательства установлено, что индивидуальный предприниматель Шибалин В.Н. является собственником транспортных средств категорий «М1», «N3», «О4», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации транспортных средств. В отношении индивидуального предпринимателя Шибалина В.Н. в производстве Арбитражного суда Саратовской области находится гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Винтаж» к индивидуальному предпринимателю Шибалину В.Н. о взыскании задолженности по оплате хранения и перемещения транспортных средств. Учитывая, что расчет задолженности индивидуального предпринимателя Шибалина В.Н. произведен обществом с ограниченной ответственностью «Винтаж» на основании приказа министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 09 февраля 2021 года № 01-01-18/25 «Об установлении тарифов на перемещение, хранение и срока оплаты стоимости перемещения и хранения транспортных средств категории «М2», «М3», «N», «О», задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на территории Марксовского района Саратовской области», а также то, что приказом министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 09 февраля 2021 года № 01-01-18/25 тарифы на хранение и перемещение задержанных транспортных средств определены с учетом базовых тарифов, установленных приказом министерства экономического развития Саратовской области от 15 января 2021 года № 41 (пункт 4 Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы № 1145/16 от 15 августа 2016 года), суд полагает, что оспариваемыми нормативными правовыми актами могут быть нарушены и затронуты права индивидуального предпринимателя Шибалина В.Н.

В этой связи индивидуальный предприниматель Шибалин В.Н. вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказа министерства экономического развития Саратовской области от 15 января 2021 года № 41 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства и срока оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства» в части установления базовых тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств категорий «М1», «N3», «О4», приказа министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 09 февраля 2021 года № 01-01-18/25 «Об установлении тарифов на перемещение, хранение и срока оплаты стоимости перемещения и хранения транспортных средств категории «М2», «М3», «N», «О», задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на территории Марксовского района Саратовской области» в части установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств категорий «N3» и «О4».

Проверяя содержание приказа министерства экономического развития Саратовской области от 15 января 2021 года № 41 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства и срока оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства» в части установления базовых тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств категорий «М1», «N3», «О4» и приказа министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области принят от 09 февраля 2021 года № 01-01-18/25 «Об установлении тарифов на перемещение, хранение и срока оплаты стоимости перемещения и хранения транспортных средств категории «М2», «М3», «N», «О», задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на территории Марксовского района Саратовской области» в части установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств категорий «N3» и «О4» на соответствие действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Федеральной антимонопольной службой в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принят приказ № 1145/16 от 15 августа 2016 года «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты» (далее - Методические указания).

Согласно пунктам 2, 3 Методических указаний тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств (далее - тарифы) устанавливаются в расчете на одно транспортное средство и могут дифференцироваться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган регулирования) по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации исходя из разрешенной максимальной массы, габаритов, категории транспортного средства и иным параметрам, необходимым для установления экономически обоснованных тарифов на перемещение и хранение различных задержанных транспортных средств. Тарифы на хранение задержанных транспортных средств устанавливаются в расчете на одно транспортное средство за единицу времени, определенную органом регулирования.

В целях установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств органы регулирования определяют базовый уровень тарифов, который рассчитывается следующими методами: методом экономически обоснованных расходов (затрат), методом индексации, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Данные методы могут применяться совместно, в том числе при расчете расходов по отдельным статьям затрат. Выбор метода регулирования осуществляется органом регулирования.

В соответствии с пунктом 21 Методических указаний метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) применяется в целях установления базового уровня тарифов на перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств (отдельных статей затрат), и заключается в определении указанного уровня тарифов (отдельных статей затрат) на основании данных исследования рынка услуг перемещения (эвакуации) и хранения транспортных средств (в случае дифференциации используются данные о стоимости услуг с учетом их дифференциации исходя из веса, габаритов и категории транспортных средств) и иных рынков, путем изучения общедоступных источников информации.

В целях получения ценовой информации, которая сформировалась в условиях конкуренции на рынке в отношении услуг по перемещению (эвакуации) и хранению транспортных средств для определения базового уровня тарифов на перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств (отдельных статей затрат), необходимо осуществить следующие процедуры:

1) направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти исполнителям, оказывающим соответствующие услуги, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»);

2) разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

3) осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

4) осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации (пункт 22 Методических указаний).

В силу пунктов 23, 24 Методических указаний для определения базового уровня тарифов методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) необходимо использовать не менее трех цен услуг, предлагаемых различными исполнителями.

Базовый уровень тарифов, рассчитанный методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), определяются как среднее арифметическое значение из сопоставимых рыночных цен, данные о которых получены органом регулирования в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Методических указаний.

При расчете базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств министерством экономического развития Саратовской области применялся метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

В целях получения всесторонней и объективной информации министерством экономического развития Саратовской области были осуществлены все вышеприведенные в пункте 22 Методических указаний процедуры:

- направлены запросы о предоставлении ценовой информации исполнителям, оказывающим соответствующие услуги (подпункт 1 пункта 22 Методических указаний). По результатам были получены ответы от шести исполнителей услуг, осуществляющих перемещение и хранение задержанных транспортных средств категорий L1-L7, M1, а также от трех субъектов регулирования, осуществляющих перемещение транспортных средств М2, М3, N1-N3 (индивидуального предпринимателя Базояна Р.М., индивидуального предпринимателя Прохорова В.С., индивидуального предпринимателя Задорожной С.В., индивидуального предпринимателя Сагателя А.Ж., индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность на территории Лысых Гор (расчет представлен от 23 июня 2020 года), общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный третейский арбитраж», общества с ограниченной ответственностью «РТЭ», общества с ограниченной ответственностью «Винтаж», общества с ограниченной ответственностью «Автоцентр Премиум»);

- размещены запросы о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (запросы от 27 ноября 2020 года, от 26 августа 2020 года, от 08 июня 2020 года) (подпункт 2 пункта 22 Методических указаний). Однако ответы на указанные запросы не поступили;

- осуществлялся поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками; осуществлялся сбор и анализ общедоступной ценовой информации (подпункт 3 пункта 22 Методических указаний). Министерством экономического развития Саратовской области было исследовано 88 контрактов за 2017-2020 годы. Для расчета были приняты во внимание 15 государственных контрактов: от 17 мая 2019 года на оказание услуг по перемещению изъятых транспортных средств на территории <адрес> области на стоянку и их хранение, реестровый номер контракта , исполнитель - общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>»; от 17 февраля 2020 года на оказание услуг по перемещению изъятых транспортных средств на территории <адрес> на стоянку и их хранение, реестровый номер контракта , исполнитель - общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>»; от 18 мая 2020 года -ЭА на оказание услуг хранения вновь изъятых транспортных средств на стоянке и хранение ранее изъятых транспортных средств, реестровый номер контракта 2, исполнитель - общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>»; от 13 июня 2017 года на выполнение работ по эвакуации, размещению и хранению брошенного автотранспорта на специализированной стоянке Гатчиского муниципального района, реестровый , исполнитель ИП ФИО13; от 18 марта 2020 года на оказание услуг по перемещению и хранению автотранспортных средств (устройств, предназначенных для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также судов, в том числе маломерных), самоходной техники, признанного вещественным доказательством по уголовному делу, а также изъятого в рамках материалов доследственных проверок, материалов оперативно-розыскной деятельности, реестровый , исполнитель - общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (<адрес>); от 23 сентября 2019 года /С на оказание услуг по хранению на специализированной стоянке транспортных средств и иного имущества, изъятых по уголовным делам и иных доследственных проверок в качестве вещественных доказательств в 2020 году, реестровый , исполнитель - ИП ФИО14 (<адрес>); от 18 ноября 2019 года С на оказание услуг по хранению на специализированной стоянке транспортных средств и иного имущества, изъятых по уголовным делам и иных доследственных проверок в качестве вещественных доказательств в 2021 году, реестровый , исполнитель - ИП ФИО14 (<адрес>); от 16 марта 2018 года на оказание услуг по хранению на специализированной стоянке транспортных средств, изъятых по уголовным делам в качестве вещественных доказательств в 2018 году, реестровый , исполнитель ФИО14 (<адрес>); от 03 октября 2018 года на оказание услуг по хранению на специализированной стоянке транспортных средств и иного имущества, изъятых по уголовным делам и иных доследственных проверок в качестве вещественных доказательств в 2019 году, реестровый , исполнитель - ИП ФИО14 (<адрес>); от 11 мая 2017 года на оказание услуг по хранению на специализированной стоянке транспортных средств и иного имущества, изъятых по уголовным делам и иных доследственных проверок в качестве вещественных доказательств в 2017 году, реестровый , исполнитель - ИП ФИО14 (<адрес>); от 02 апреля 2018 года на оказание услуг по хранению на специализированной стоянке транспортных средств (крупногабаритных вещественных доказательств), изъятых по уголовным и административным делам в качестве вещественных доказательств, а также изъятых по материалам доследственных проверок, реестровый номер , исполнитель - ИП ФИО15 (<адрес>); от 09 января 2017 года на оказание услуг по стоянке на охраняемой открытой площадке, изъятых сотрудниками УМВД России по <адрес> и МОМВД России «<адрес>» автомототранспортных средств и крупногабаритных предметов, имеющих значение вещественных доказательств по сообщению о происшествии или уголовному делу, реестровый , исполнитель - ИП ФИО16; от 12 июля 2018 года № на оказание услуг по хранению транспортных средств, изъятых с мест происшествия, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам и изъятых по материалам доследственных проверок, реестровый , исполнитель - ООО «<данные изъяты>» (<адрес>); от 02 ноября 2018 года № на оказание услуг по хранению транспортных средств, изъятых с мест происшествия, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам и изъятых по материалам доследственных проверок, реестровый , исполнитель - ООО «<данные изъяты>» (<адрес>); от 30 ноября 2018 года № на оказание услуг по хранению транспортных средств, изъятых с мест происшествия, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам и изъятых по материалам доследственных проверок, реестровый , исполнитель - ООО «<данные изъяты>» (<адрес>). Иные контракты при расчете не применялись, так как в них была указана категория эвакуируемых и хранимых транспортных средств;

- осуществлен сбор и анализ общедоступной ценовой информации (подпункт 4 пункта 22 Методических указаний). Министерством экономического развития Саратовской области были исследованы сведения о тарифах (ценах) на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на территории Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Мордовии, Республики Татарстан, Удмурской Республики, Чувашской Республики, Пермского края, Кировской области, Оренбургской области, Пензенской области, Самарской области, Ульяновской области, Саратовской области.

Таким образом, при применении министерством экономического развития Саратовской области метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) нарушений процедур, установленных пунктом 22 Методических указаний допущено не было.

Анализ представленных сводной таблицы расчета методом сопоставимых рыночных цен базовых уровней тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, установленных приказом министерства экономического развития Саратовской области от 15 января 2021 года № 41 и расчета стоимости базовых уровней тарифов на перемещение и хранение транспортных средств на основании информации о стоимости хранения и перемещения транспортных средств в регионах Приволжского федерального округа позволяет суду сделать вывод о том, что при установлении базового уровня всех перечисленных тарифов в соответствии с пунктом 23 Методических указаний использовалось не менее трех цен услуг, предлагаемых не менее чем тремя различными исполнителями, базовый уровень тарифов был определен как среднее арифметическое значение из сопоставимых цен. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенной в судебном заседании свидетеля ФИО8

Доводы представителя административного истца о несоблюдении органом регулирования установленных пунктом 22 Методических указаний процедур, а именно в нарушение Методических указаний министерством экономического развития Саратовской области при расчете базовых тарифов на хранение и перемещение задержанных транспортных средств учитывались тарифы, установленные на уровне органов регулирования других субъектов Российской Федерации, однако необходимо было учитывать цены, предлагаемые различными исполнителями, которые оказывают услуги по хранению и перемещению транспортных средств, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, опровергаются доказательствами, представленными административным ответчиком, а поэтому правового значения при рассмотрении административного дела не имеют. Кроме того, запрет на учет при расчете базовых тарифов на хранение и перемещение задержанных транспортных средств тарифов, установленных на уровне органов регулирования других субъектов Российской Федерации, Методическими указаниями не установлен и получение такой ценовой информации, которая сформировалась в условиях конкуренции на рынке в отношении услуг по перемещению (эвакуации) и хранению транспортных средств, не противоречит пункту 23 Методических указаний.

Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определенный органами регулирования в соответствии с положениями данного нормативного правового акта.

В случае признания торгов несостоявшимися орган регулирования устанавливает тариф в размере не выше определенного базового уровня.

По решению субъекта Российской Федерации тарифы устанавливаются на уровне ниже определенных по результатам аукциона тарифов или базового уровня тарифов (в случае признания торгов несостоявшимися) при условии компенсации исполнителям услуг доходов, недополученных в результате установления таких тарифов, в случае, если такие тарифы будут установлены на уровне ниже экономически обоснованных расходов (затрат) исполнителей услуг.

Согласно пунктам 1,5, 1.6, 1.7 постановления Правительства Саратовской области от 05 октября 2017 года № 512-П «Об организации деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению и возврату на территории Саратовской области» отбор проводится по решению уполномоченного органа в соответствии с настоящим Положением.

Порядок проведения отбора размещается на официальном сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства области (www.transport.saratov.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в газете «Саратовская областная газета «Регион 64» либо в «Собрании законодательства Саратовской области» или на сайте электронно-периодического издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru).

Извещение о проведении отбора опубликовывается уполномоченным органом в средствах массовой информации, указанных в пункте 1.6 настоящего Положения, и размещается на официальном сайте уполномоченного органа за 30 календарных дней до дня вскрытия конвертов с заявками. Прием заявок для участия в отборе осуществляется в течение 30 календарных дней с момента опубликования уполномоченным органом в средствах массовой информации и размещения на официальном сайте уполномоченного органа извещения о проведении отбора.

Из материалов дела следует, что извещение о проведении конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право заключения договора об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств категорий «М2», «М3», «N», «О», задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на специализированные стоянки, их хранению и возврату на территории Марксовского района Саратовской области было размещено министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на официальном сайте htt://transport.saratov.gov.ru 13 октября 2020 года.

Процедура вскрытия конвертов с заявками проводилась с 15 часов 00 минут 18 ноября 2020 года до 15 часов 15 минут 18 ноября 2020 года по адресу: <адрес>, министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в конкурсе 17 ноября 2020 года был представлен один запечатанный конверт. Заявка подана обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», что следует из протокола № 40/1 вскрытия конвертов с заявками от 18 ноября 2020 года.

25 ноября 2020 года заявка общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» допущена к участию в отборе, что подтверждается протоколом № 40/2 рассмотрения заявок на участие от 25 ноября 2020 года.

Из протокола № 40/3 проведения итогов отбора от 26 ноября 2020 года следует, что было принято решение о признании отбора на право заключения договора об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств категорий «М2», «М3», «N», «О», задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на специализированные стоянки, их хранению и возврату на территории Марксовского района Саратовской области несостоявшимся в связи с допуском к участию в отборе только одного участника отбора. Кроме того, принято решение о заключении договора с обществом с ограниченной ответственностью «Винтаж» сроком на 3 года.

В этой связи приказом министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 09 февраля 2021 года № 01-01-18/25 «Об установлении тарифов на перемещение, хранение и срока оплаты стоимости перемещения и хранения транспортных средств категории «М2», «М3», «N», «О», задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на территории Марксовского района Саратовской области», тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, в том числе и в части установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств категорий «N3» и «О4», были определены в размере не выше определенного базового уровня, установленного приказом министерства экономического развития от 15 января 2021 года № 41, что соответствует пункту 4 Методических указаний. Срок оплаты стоимости перемещения, хранения транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен в соответствии с нормами правовых актов, имеющими большую юридическую силу - статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области соблюдена процедура принятия оспариваемого приказа. Оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы представителя административного истца о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не отвечают критериям правовой определенности, так как содержат неясности, допускающие их неоднозначное толкование, а именно при расчете платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств автопоезд необходимо считать одним транспортным средством или расчет тарифов должен производиться раздельно применительно к каждой из сцепленных единиц, являются несостоятельными, исходя из следующего.

Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 877, (приложение № 1 к Техническому регламенту) в классификацию транспортных средств включены также прицепы (полуприцепы) (категория «О») к транспортным средствами категорий «L», «М», «N».

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» паспорт транспортного средства оформляется на наземное самоходное устройство категорий «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп).

В статье 2 Закона Саратовской области от 06 декабря 2012 года № 200-ЗСО «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств на территории Саратовской области» дано понятие, что транспортное средство - это автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, тракторы, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины (кроме троллейбусов, трамваев), прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, маломерные суда.

В оспариваемых нормативных правовых актах тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств установлены отдельно для транспортных средств категории «О», что не противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Таким образом, оспариваемые административным истцом положения отвечают критериям правовой определенности, нормативные правовые акты не содержат неясности, допускающие их неоднозначное толкование.

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Оспариваемые положения нормативных правовых актов по своему содержанию являются ясными и определенными.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Шибалина В.Н. к министерству экономического развития Саратовской области, министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области о признании недействующими и несоответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, критериям определенности приказа министерства экономического развития Саратовской области от 15 января 2021 года № 41 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства и срока оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства» в части установления базовых тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств категорий «М1», «N3», «О4», приказа министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 09 февраля 2021 года № 01-01-18/25 «Об установлении тарифов на перемещение, хранение и срока оплаты стоимости перемещения и хранения транспортных средств категории «М2», «М3», «N», «О», задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на территории Марксовского района Саратовской области» в части установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств категорий «N3» и «О4».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований индивидуального предпринимателя Шибалина В.Н. к министерству экономического развития Саратовской области, министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области о признании недействующими и несоответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, критериям определенности приказа министерства экономического развития Саратовской области от 15 января 2021 года № 41 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства и срока оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства» в части установления базовых тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств категорий «М1», «N3», «О4», приказа министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 09 февраля 2021 года № 01-01-18/25 «Об установлении тарифов на перемещение, хранение и срока оплаты стоимости перемещения и хранения транспортных средств категории «М2», «М3», «N», «О», задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на территории Марксовского района Саратовской области» в части установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств категорий «N3» и «О4» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Аршинова